Отставка непопулярных министров - кость, брошенная народу

Самые одиозные руководители, не попавшие в правительство, пристроены в Кремле

Во вторник, сразу после назначения новых министров, глава России Владимир Путин назвал и состав новой Администрации президента (АП). Однако новый список по большей части составлен из старых имён. Непопулярные министры, уволенные из правительства, теперь будут «непублично» советовать президенту, как управлять страной.

Как сообщила во вторник пресс-служба Кремля, Путин своим указом назначил Сергея Иванова руководителем администрации главы государства. Его первыми заместителями назначены Вячеслав Володин и Алексей Громов. Дмитрий Песков помимо обязанностей пресс-секретаря президента РФ будет выполнять и функции заместителя руководителя АП. Еще одним заместителем руководителя администрации президента РФ стал Антон Вайно.

На должности помощников президента утверждены Юрий Ушаков, бывшие министры правительства Татьяна Голикова, Эльвира Набиуллина, Юрий Трутнев, Андрей Фурсенко и Игорь Щеголев.

Экс-глава Минтранса Игорь Левитин назначен советником президента РФ, Владимир Островенко - руководителем протокола президента, Дмитрий Калимулин - начальником референтуры президента РФ.

Господин Нургалиев поменял МВД на Совет безопасности РФ, где будет занимать должность заместителя секретаря и курировать, по информации «Интерфакса», вопросы борьбы с терроризмом на Северном Кавказе.

Что означает переквалификация экс-министров в путинских помощников и советников?

- Фактически президент обеспечивает двойной контроль в новом правительстве, – считает заместитель генерального директора Центра политических технологий Алексей Макаркин. - С одной стороны через своих непосредственных выдвиженцев. Это и «старый» министр обороны Анатолий Сердюков, и новый глава Министерства экономического развития Андрей Белоусов, и министр финансов Антон Силуанов. Таким образом, чиновники, которые будут заниматься важными проектами, абсолютно лояльны Путину. Например, Дмитрий Козак, Виталий Мутко сохранят непосредственный контроль за подготовкой к Олимпиаде в Сочи, к чемпионату мира по футболу 2018 года. Путин попытался сделать правительство максимально управляемым. Во-первых, как я уже говорил, там «большая квота» путинских министров, причём - на ключевых направлениях. И второе: будет осуществляться опосредованный контроль. Ряд министерских должностей заняли чиновники, которые не имеют большого политического влияния. Они всегда были на вторых ролях в своих ведомствах. Как новый министр науки и образования Дмитрий Ливанов, например, министр природных ресурсов Сергей Донской. Эти люди входили в команды Фурсенко и Трутнева. Соответственно, помощники президента будут иметь на них весьма значительное влияние. Поэтому Путин и назначил так много помощников. Голикова, по всей видимости, будет курировать сразу два министерства, возникших из ее бывшего Минздравсоцразвития. Руководить «медициной» и «трудом» будут бывшие члены её команды. В обозримой перспективе они будут ориентированы на Голикову в своих управленческих решениях. А Голикова взамен хлопотного поста получила достаточно высокий статус в администрации.

«СП»: - Фурсенко, Голикова, Нургалиев - непопулярные фигуры в обществе. Почему Путин решил всё-таки не отпускать их от себя?

- Народу показали: кроме министра обороны Сердюкова все остальные, кто вызывал у «широких масс» неприятие – лишились постов. Помощник – должность значительно менее публичная, чем глава ведомства. Таким образом, спикерами в своих ведомствах будут министры. Отдуваться за все непопулярные решения будут они. Поэтому на какое-то время народ успокоится, решив, что его пожеланиям пошли навстречу. Но дело в том, что то, что у «широких масс» вызывало недовольство, Путина вполне устраивало.

За что не любили того же Фурсенко? За то, что при нём ввели ЕГЭ, перешли на «Болонскую систему» – бакалавриат, магистратура. Для многих преподавателей наших ВУЗов она непривычна. Они привыкли готовить специалистов. Учёным не нравится ослабление роли Академии наук. Но дело в том, что именно эти задачи и были перед Фурсенко поставлены. Если бы хотели добиться другого результата, то, наверняка, и назначали бы совсем другую фигуру: авторитетного среди академиков специалиста, популярного учёного. Но назначили Фурсенко, который должен был решить именно эти задачи. Ему, по большому счёту, всё равно, что думают о нём учёные и учителя. То же самое с Голиковой. Её тоже поставили на эту должность не для того, чтобы она проводила политику в интересах врачебного сообщества. Наоборот, пришёл человек извне, из финансовой сферы. И потому, по замыслу её протеже, она могла действовать независимо от мнения подчинённых. Неудивительно, что вопреки мнению «народных масс» Путин расценил деятельность своих ставленников положительно.

«СП»: - Значит ли то, что помощники Путина остались курировать свои прежние министерства, что вектор деятельности их прежних ведомств мало изменится?

- Да, конечно. Под это дело и новых министров подбирали. Они будут продолжать политику предшественников. Тот же Ливанов, пока не ушёл в Институт стали и сплавов, работал замом Фурсенко и был вполне солидарен с его курсом. Тоже самое – Скворцова, человек из команды Голиковой. Поэтому ожидать каких-то резких изменений в политике министерств не стоит.

«СП»: - Как вы относитесь к гипотезе, что переводом в Администрацию путинских экс-министров создаётся новый полюс силы в руководстве страны, который будет чуть ли не влиятельней, чем правительство?

- Целиком Администрация президента, конечно, заменить правительство не в состоянии. Его члены всё-таки напрямую взаимодействует со всей сложной структурой подчинённых ведомств. Но то, что идеология работы ряда министерств будет зависеть от Администрации президента – однозначно. А это значит, что и влияние этого органа будет весьма сильным.

«СП»: - Среди имён новых назначенцев и переназначенцев нет фамилий Виктора Зубкова и Игоря Сечина… Что это может означать?

- Пристроят, найдут им место. Необязательно в Администрации президента. С ними, на мой взгляд, вот почему возникла проблема: они слишком влиятельные люди в правительстве, политические тяжеловесы. Для Сечина должность помощника или даже заместителя АП была бы уже недостаточной. Они по своему влиянию не уступают тому же Сергею Иванову, руководящему президентской администрацией. Поэтому Путин не захотел выстраивать между ними иерархические отношения. Для них будут придумывать какие-то должности, чтобы они сохранили влияние на сферу своих интересов. Тот же Зубков, скорей всего, останется председателем совета директоров «Газпрома», может быть, займёт ещё какую-то должность.

- Я не вижу ничего зазорного в том, что те же Голикова и Набиуллина первое время будут оказывать влияние на деятельность тех министерств, которые возглавляли, – считает генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. - Это вполне логично. Тем более, что тот же Белоусов или Дворкович, к примеру, при всём уважении, это всё-таки эксперты. Им на первых порах нужны помощники с административным опытом.

В каком-то смысле воспроизводится связка, которая была во времена ЦК КПСС – отраслевые отделы партийного аппарата формулировали стратегию, а Совет министров СССР претворял в жизнь их идеи. Эта схема полностью не воспроизводится, но аналогии просматриваются.

«СП»: - Но ведь уволенные министры были объектом многочисленной критики, когда занимали свои посты…

- Да, непопулярность – главный критерий, повлиявший на перевод некоторых министров в АП. При этом они были вполне эффективными менеджерами. Та же Голикова или Фурсенко хорошо делали своё дело. Но концентрация на них общественного недовольства заставила вывести их из публичной сферы в АП.

«СП»: - Значит ли это, что скажем в Минобрнауки будет продолжена та же линия, которую гнул Фурсенко?

- Я думаю, что правительство будет прагматичным, ответственным. В очень высокой степени оно будет продолжать политику предшественников. Никаких левых поворотов. Но в то же время и сильного либерального крена не будет.

Ближе к вечеру вторника «Интерфакс» сообщил, что премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал директиву совету директоров «Роснефти» об избрании Игоря Сечина главой правления компании «Роснефть».

Фото ИТАР-ТАСС/ Дмитрий Астахов

http://svpressa.ru/politic/article/55557/