http://www.dvvedomosti.ru/news/crime/?id=4070

Право жертвы
Историю «недоубитого» адвоката Александра П. «ДВ ведомости» ранее уже затрагивали: около года назад, в июне 2011-го, его среди ночи едва не убил арендодатель, у которого Александр П. снимал комнату в двухкомнатной квартире. Этот гражданин Г., владелец жилья, склонный к злоупотреблению спиртным, той ночью вломился к квартиранту, выбив его дверь, и нанес своему жильцу удар в голову КУВАЛДОЙ. Адвокату удалось спастись буквально чудом, хотя в больницу он всё же попал — где изучался как редкий случай выжившего после такого удара. Но уголовное дело по данному факту возбудили лишь через полгода…

Пока адвокат с тяжелыми травмами лежал в больнице, его комнату владелец квартиры со своими приятелями-собутыльниками просто «опорожнил», как бутылку портвейна. Из жилища исчезли жидкокристаллический телевизор, видеомагнитофон (с функцией записи на жесткий диск и воспроизводящий все типы CD и DVD-дисков), ноутбук, множество книг, в том числе специализированной юридической литературы, и документы адвокатского кабинета Александра П., включая подлинную печать адвоката.
При этом у собственно происшествия с ночной попыткой убийства имелось множество свидетелей: начиная от соседей и заканчивая бригадой «неотложки» и полицейскими, что прибыли на экстренный вызов. Однако едва живого потерпевшего, успевшего, к счастью, прихватить бумажник с личными документами, увезли на «скорой» в больницу, а вот его обидчика — квартирного хозяина с кувалдой и дружками — никто арестовывать не стал: его личность была прекрасно известна сотрудникам бывшего Фрунзенского РОВД (ныне ОП № 3 ГУМВД по Владивостоку). О чем, кстати, сам гражданин Г. и сообщал адвокату в момент расправы: мол, никто мне ничего не сделает, я тебя убью, и мне ничего не будет, у меня, дескать, ВСЁ СХВАЧЕНО!
Можно ли представить себе ситуацию, в которой обычный алкаш-дебошир вдруг идет на тяжкое преступление, чреватое длительным сроком, будучи убежденным, что ему ничего за это не будет? Можно. Если только этот алкаш-дебошир состоит на связи у оперативников угрозыска или ФСБ и питает надежду, что даже за тяжкое преступление «куратор» его «отмажет», как ранее «отмазывал» за мелкие правонарушения. А в данном случае такая надежда каким-то чудом оправдывается: сотрудники ОП-3 на протяжении нескольких месяцев просто саботируют возбуждение уголовного дела, а когда дело всё же возбуждено — саботируют уже ход следствия. В таких условиях потерпевшему — а это, напомним, адвокат с изрядным опытом, в том числе и по уголовным делам! — каждое элементарное оперативно-следственное действие приходится «продавливать» жалобами в прокуратуру Фрунзенского района и города Владивостока. И хотя на стороне потерпевшего адвоката Александра П. не только собственно законы РФ, но и краевая адвокатская палата, его обидчик по-прежнему на свободе, а угрозы адвокату по-прежнему актуальны!
Начальник УМВД по ПК генерал Николаев и его зам, начальник полиции края полковник Долгий, охотно сообщают населению, что буквально все заявления регистрируются и по ним проводятся проверки. Но как оценить «проверку», из материалов которой следует, что в возбуждении уголовного дела отказано, поскольку сотрудникам не удалось опросить подозреваемого, которого они не застали дома по месту жительства? Такой «проверке» дает оценку прокурор: отменяет «отказное» постановление, требует провести проверку по букве закона, но спустя месяц-другой на свет рождается такая же «отписка»… Об этом генерал с полковником на публике не распространяются. Равно как и не комментируют они жалобы граждан на подобные действия полиции. А речь между тем идет о соблюдении законности и защите законных прав и интересов граждан России.
На данный момент уголовное дело № 978031, возбужденное по факту причинения тяжких телесных повреждений гражданину Александру П. и по факту хищения его имущества (ст. 111 ч. 3 и ст. 158 УК РФ), закончено расследованием и передано в суд для рассмотрения по существу. Однако потерпевший адвокат Александр П. поныне пишет жалобы, считая, во-первых, неверной квалификацию действий обвиняемого гражданина Г., а во-вторых — считая собранные следствием доказательства заведомо неполными. В частности, адвокат считает, что в отношении него совершено покушение на убийство, сопровождавшееся недвусмысленными угрозами, подкрепленными реальными насильственными действиями, — а следствие так не считает. Адвокат считает, что данное покушение совершалось в ходе разбойного нападения на его жилище, по сговору группы лиц — и называет следствию имена собутыльников гражданина Г., присутствовавших в его квартире в тот вечер, — но следствие с этим не соглашается! В итоге действия Г. расценены как причинение тяжких телесных повреждений и как кража — что еще предстоит доказать! — а его собутыльники по делу даже свидетелями не значатся. Такое вот расследование.
Можно было бы счесть данный факт исключением из правила и не акцентировать на нем внимание общественности, но — увы и ах! — подобные факты отнюдь не единичны. Уже в этом году, 5 мая, житель Владивостока, 45-летний Виталий М., направляясь с пожилой матерью на дачу, был жестоко избит неизвестным прямо в собственном дворе, на выходе из своего дома. Повод для расправы оказался до банальности прост: во дворе их дома по Океанскому проспекту, 10, расположено кафе, посетители которого, как водится, паркуют свои автомобили где и как попало. И в данном случае гражданин дачник «посмел» задеть своей поклажей дорогой черный внедорожник, припаркованный у его подъезда. На джипе сработала сигнализация; на шум выскочил хозяин и тут же немедленно устроил самосуд и расправу, причинив местному жителю множественные телесные повреждения, как говорится, среди бела дня, на глазах у всей изумленной публики (включая родную маму потерпевшего), в самом центре Владивостока…
Как водится, на место вызвали полицию, вызвали скорую помощь. Потерпевший был срочно доставлен в больницу. Номер дорогого джипа зафиксировали, кто-то из очевидцев расправы даже вроде бы опознал владельца машины и назвал имя — каковое сообщили сотрудникам полиции. Однако с момента этого вопиющего инцидента прошло более трех недель, а к потерпевшему в больницу не наведались ни дознаватель, ни следователь, ни хотя бы участковый! То есть проверка по данному факту либо не проводится вовсе, либо, как часто бывает, ведется сугубо формально, для отказа в возбуждении уголовного дела?
Исходя из подобных примеров — а случаи с побоями еще не самые показательные, есть и посерьезнее, вплоть до реальных убийств! — гражданам гарантировано лишь одно право: быть жертвой произвола более сильных и наглых. И вместо защиты своих прав в полиции получить ярлык «терпилы», с пренебрежительным отношением, когда отмахиваются от граждан, словно от надоедливых мух. Если же иным гражданам удается самим дать отпор разбойникам, или даже киллеру — как в недавних громких делах с тульским фермером и петербургским ресторатором, — то в отношении них могут дела возбудить за превышение необходимой самообороны. Чтобы неповадно было свое «право жертвы» нарушать?
Виктор БУЛАВИНЦЕВ.
06.06.2012 (04:49)