http://newsru.com/russia/28jun2012/razreshili.html
Верховный суд России подтвердил право граждан активно сопротивляться должностным лицам, когда те совершают преступные действия. "Граждане имеют право на применение активных мер защиты и против преступных действий должностных лиц; например, допустима защита от заведомо незаконного применения силы со стороны сотрудников правоохранительных органов", - говорится в проекте постановления пленума ВС, который цитирует "Интерфакс".
Вместе с тем в документе подчеркивается, что в случае, когда действия должностных лиц правомерны, даже если они сопряжены с причинением вреда или угрозой его применения, оказание сопротивления гражданами не будет расцениваться как необходимая оборона. Ожидается, что окончательное решение по данному постановлению Верховный суд примет после заседания редакционной комиссии.
Представитель Генпрокуратуры РФ Сабир Кехлеров поддержал пункт постановления об обороне против незаконных действий должностных лиц, но отметил, что над его текстом нужно еще поработать. "Я за то, чтобы этот пункт сохранить. "Когда речь идет о незаконном применении силы, гражданин должен иметь право ответить. Но кто определяет заведомую незаконность и преступность действий? Гражданин?" - заявил он.
Стоит отметить, что давать сдачи сотрудникам правоохранительных органов, покушающимся на жизнь и здоровье законопослушных граждан, еще в 2009 году разрешил экс-глава МВД России Рашид Нургалиев. После этого по стране прокатилась волна стычек граждан с тогда еще милиционерами, после которых первые оправдывали свои действия тем, что "Нургалиев разрешил".
В январе 2012 года Нургалиев был вынужден признать, что тем своим высказыванием внес лепту в увеличение числа нападений на стражей порядка.
В МВД боятся, что граждане начнут колотить полицейских чаще
В свою очередь в МВД России опасаются, что акцент на праве граждан защищаться от неправомерных действий полицейских приведет к увеличению числа нападений на стражей порядка. Такое мнение на заседании пленума ВС высказал статс-секретарь - замглавы МВД Игорь Зубов.
Он привел данные, согласно которым в прошлом году от рук преступников погибли 324 сотрудника полиции, более 3500 получили ранения. В этом году ведомство лишилось уже 118 полицейских.
Зубов признал, что "все еще имеют место факты непропорционального и незаконного применения силы в процессе служебной деятельности". "Это вызывает справедливую озабоченность общества. Мы это видим и принимаем меры по наведению порядка в системе министерства", - подчеркнул замминистра.
В то же время, сказал Зубов, "нас беспокоит тенденция закрепляющейся в массовом общественном сознании установки на допустимость активного сопротивления законным действиям органов правопорядка", добавив, что число таких случаев нарастает. В качестве примера он привел недавнюю потасовку с кавказскими студентами возле общежития Государственной классической академии имени Маймонида (ГКА), куда стражи порядка прибыли с обыском в рамках уголовного дела по факту нападения на футбольного болельщика у Киевского вокзала Москвы.
По его словам, министерство поддерживает постановление пленума ВС по делам о необходимой обороне и причинении вреда при задержании. Однако, заметил Зубов, в ведомстве считают, что акцент на праве граждан на применение защитных мер против должностных лиц с особым упором на допустимость защиты от заведомо незаконного применения силы сотрудниками правопорядка "спровоцирует конфликты при правомерном применении физической силы в самых разных ситуациях", включая действия по пресечению несанкционированных массовых акций и контртеррористических мероприятий.
По мнению Зубова, этим "закладывается конфликт интересов", а "последствием будет рост заявлений в судебные инстанции, в том числе международные". В этой связи замминистра предложил четко определить вопросы оценки допустимого вреда и согласовать положения постановления, одно из которых допускает причинение вреда сотрудниками правоохранительных органов при задержании преступника, другое - дает право на активные меры защиты от незаконного применения силы. МВД уже представило Верховному суду свои предложения.