Габионная вертикаль
Что радует в наших чиновниках, так это их «всегдаготов!ность» исполнить любое задание сверху. «Мы приступили к устранению последствий обвала подпорной стены на трассе. Задача, поставленная председателем правительства по возобновлению движения на данном участке в срок до 1 июля, будет выполнена», — бодро рапортовал губернатору края его заместитель Владимир Балан, главный по стройкам АТЭС. А что еще мог сказать чиновник: что не успеет к визиту премьера? Что чисто технологически невозможно за неделю (да при такой погоде!) всё качественно поправить, а местами и перестроить?..
В этом серьезный изъян отстроенной «вертикали»: и возразить боязно, и исполнить чревато.
Напомним, обвал на новой трассе Седанка — Патрокл случился ко Дню России. Часть опорной стены, сооруженной из габиона, обрушилась, асфальт на десятки метров треснул. Видеосъемка с места ЧП (вид сверху, сбоку и крупным планом) демонстрирует: согласно закону Ньютона, такое нагромождение камней, упакованных в сетки, просто обязано было рухнуть! Дмитрий Медведев приказал «разобраться и наказать» виновных в конфузе.
Сейчас все усиленно ищут «крайнего». Сам премьер велел найти тех нерадивых подрядчиков-проектировщиков и пустить с сумой по миру. На горе-стройку тут же насыпались проверяющие. Прокуратура докладывает предварительные итоги проверки: среди фигурантов заказчик — Департамент дорожного хозяйства администрации края, подрядчик — ЗАО «Тихоокеанская мостостроительная компания» и субподрядчик — ООО «Вертикаль», сооружавшие трассу. Стоимость работ по устройству рухнувших габионов оценили в 1, 789 млн рублей, которые зачли в «убыток». Материалы проверки направлены в Следственный комитет, возбуждено уголовное дело по ст. 216 УК РФ (нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ).
Но строители не готовы «мотать срок» в одиночку, просят присовокупить всех ответственных лиц. Директор СРО «Альянс строителей Приморья» Сергей Федоренко полагает, что коль трасса была «запущена», ответственность должна лечь и на тех, кто принимал работы по актам, включая заказчика (профильный департамент), проектировщика, госстройнадзор, авторский надзор и т. п. «Давайте смотреть проект, — предлагает строитель. — Заложены ли в него мероприятия по водоотведению? Где ливневка, где дренаж? Почему насыпь имеет такой крутой угол откоса или рассчитывали на габионные стенки? И как такой проект получил положительное заключение госэкспертизы»? Профессионал настаивает, что «подрядчики — это последнее звено в производственной цепочке», а значит, ответственность должна быть «солидарно-субсидиарная».
На кого намекает строитель, даже страшно подумать. Помнится, открывал (а значит, и принимал?) злополучный участок дороги главный куратор строек АТЭС первый вице-премьер Шувалов. Именно Игорь Иванович с губернатором Сергеем Михайловичем и мэром Игорем Сергеевичем в ноябре 2011 г. торжественно «под фанфары» резал на трассе ленточку — и ничего, всё нравилось. А вот сейчас куратор грозит «провести экспертизу», заслушать доклады, «выяснить, из-за чьей ошибки произошло обрушение», скромно умалчивая о личных заслугах.
Нельзя забывать и иных «солидарно-субсидиарных» ответственных; в частности тех, кто на старте проекта почти на треть урезал финансирование дороги, и тех, кто на этот секвестр согласился. Напомним, в 2008 году правительство решило «существенно снизить затраты на строительство объектов саммита». Министр Басаргин докладывал Путину, как ему «удалось минимизировать дефицит средств на строительство, сведя его к 25 млрд рублей плюс еще 12 млрд сэкономить за счет снижения цен на стройматериалы». Возможно, тогда и родилась идея вместо капитальных бетонных опорных стен делать на трассе декоративные подпорки?
Стоимость дороги от Де-Фриза к Патроклу «усохла» с первоначальных 49 до 29 миллиардов рублей, но губернатор Дарькин духом не падал. «Продолжается работа над техническими решениями для уменьшения стоимости… Разработан оптимальный маршрут, что позволило удешевить строительство… Для обеспечения долговечности будем использовать бетон со специальным покрытием, срок службы таких дорог может достигать 50 лет», — бодрился в телевизоре глава региона. В результате, вместо полезной внутригородской артерии — «объездная» дорога, и та обкромсана: ни съездов, ни обочин, ни аварийных карманов, мотор заглохнет — вся «ВИП-трасса» встает колом. К тому же после первого дождика валится, а случись нормальный такой приморский тайфун?
Тут нельзя обойти «солидарно-субсидиарной» ответственностью и федеральных законодателей. Время строителей поджимало, и весной 2009 года депутаты Госдумы принимают «пожарный» закон о «пожарном» порядке строительства объектов саммита, допускавший массу вольностей при проектировании, проведении экспертиз, выдаче разрешений, назначении генподрядчиков и т. д. и т. п. В итоге работы могли вестись без согласований и изысканий, проекты дорисовывались «на коленке»… Как это происходит в натуре, на днях рассказали депутатам думы Владивостока на заседании комитета по экономике: они как раз разбирали качество реконструкции одной из таких дорог. Проверка контрольно-счетной палаты выявила «дефекты проектной документации»; еще и строители не успевали; «работы выполнялись ненадлежащим образом; укладка асфальтобетона проводилась в условиях дождя; часть работ выполнялась с нарушением технологии». «Проект был разработан неверно, однако в таком виде он прошел экспертизу, и мы обязаны были выполнять», — оправдывался чиновник мэрии.
Между тем темпы стройки заявлялись стахановские: даешь мост на Русский за 45 месяцев (против нормативных 60-ти)! Но «ввод объектов» постоянно переносился, графики сдачи перекраивались, что не мешало кураторам рапортовать: все работы ведутся «по плану». При этом публику настоятельно заверяли: сжатые сроки и нереальные темпы на качестве стройки не скажутся, всё будет на высшем уровне, по международным стандартам… И лишь тревожные слухи о ЧП на стройплощадках, всхлипы экспертов да «утечки» от горе-строителей в СМИ позволяли предполагать, что не всё так гладко. Только кого это интересовало?
И тут уже речь о «солидарной» ответственности компетентных органов — тех, что нынче гуртом навалились «контролировать», «надзирать», «пресекать». Где эти умники и контролеры были четыре года, можно только догадываться, но, по слухам, исполняли распоряжение «центра»: у строителей под ногами не путаться, прикинуться ветошью и не отсвечивать. В результате цифры «контролеров» до смешного расходятся со среднероссийскими: по данным Счетной палаты, на стройках саммита выявлено «финансовых и иных нарушений» на сумму 6,4 млрд рублей (что при бюджете в 668 млрд менее 1 процента!), но, по оценкам экспертов, масштабы «усушек-утрусок» на подобных проектах составляют от трети до половины бюджетов! Так, может, честнее сейчас не бегать по трассе с рулетками, а просто взять калькулятор и посчитать скандальный участок дороги — до рубля? Есть шанс получить в ответчики не только «стрелочника» — директора Гребнева, но и главных «проектировщиков» габионного обвала.
…Между тем, как сообщает старший помощник начальника СКР по ПК Аврора Римская, началась проверка в пригороде Владивостока, где на этот раз потенциально опасным показался участок федеральной трассы в районе Спутника: там грозит рухнуть точно такая же стенка из габиона. Как пошутил один из блогеров, «грунт тронулся, господа присяжные заседатели».
Зина СИДОРОВА.
27.06.2012 (03:10)